Alex Staff Agency
Стоимость жизни в Праге
Чехия пользуется большой популярностью среди спецов IT-cектора. Часто за хорошей зарплатой и комфортной жизнью программисты едут именно в Прагу. Давайте прикинем основные расходы и выясним, cколько стоит жизнь в европейской столице.
Мы уже освещали основные факты о чешском климате, языке, транспорте и пр. Сегодня же мы попробуем оценить стоимость жизни в Чехии на примере ее столицы – Праги.

Согласно рейтингу Social Progress Index (анализирует социальные факторы, окружающую среду и пр.), Чехия занимает 22 место в мире по удобству проживания. По данным авторитетного сайта Travel Tables, общие траты на одного человека составляют около €1400 в месяц (на сайте можно настроить расходы самостоятельно для ваших потребностей).

Первое, что все хотят узнать о жизни в Праге – цены на продукты, аренду квартиры, налоги и пр. Разбираем все самое основное, а также считаем, хватит ли зарплаты программиста на комфортное проживание без экономии.
Средняя зарплата

По последним данным от Чешского статистического управления, средняя брутто-зарплата в Чехии составляет 37499 Kč/€1534 в месяц.

Самые высокие заработные платы в Чехии (не считая руководящих должностей) у врачей (€1200-3000 и выше), юристов (до €2000) и бухгалтеров (в среднем €1700-2000). Сварщики зарабатывают до €1100, водители – до €1000, а официанты – до €700.

А вот программисты в среднем получают €1700-3000 в месяц. Наиболее востребованы C, C#, C++, Java, JavaScript-разработчики, а также AI и Cloud Engineers, App Developers и другие специалисты.



Стоимость жизни в Праге: самое важное про налоги

Налог на прибыль юридических лиц – 19%, выплачивается раз в год. А вот подоходный налог для физических лиц – 15-23%. Он обязателен в случае, если вы официально трудоустроены, работаете в найме, получаете прибыль или сдаете жилье в аренду. 15% – для тех, кто получает до €5360 в месяц, а 23% начисляется на превышающую этот порог сумму.

Посчитать зарплату-нетто можно в специальном онлайн-калькуляторе. Java-developer без детей получит около €2400 с вычетом налогов.



Аренда, коммунальные платежи и интернет

Рассмотрим стоимость аренды квартир в Праге. Однушку в кирпичном здании в центре с мебелью можно снять за €450, двушку – за €530, а трешку – за €739.
Чем дальше от центра, тем дешевле: однушка за €307, двушка за €329 и трешка за €615.
Однако можно найти и другие цены. Мы взяли популярный сайт srealty.cz и вытащили несколько реальных предложений. Но если покопаться, вполне возможно подобрать варианты дешевле. Еще популярные сайты: ulovdomov.cz, Bezrealitky.cz, expats.cz.

Кстати, смотрите на районы при выборе жилья. Весь город поделен на зоны: от 11-го начинаются "спальные". Лучшие районы Праги для жизни по развитости инфраструктуры и наличия развлечений – 1-10.

Стоимость коммунальных платежей (газ, электричество, вода и пр.) может доходить до 30% от арендной платы. Так, квартира 85 м2 составит примерно €180 в месяц. В Чехии принято платить поставщикам фиксированную плату, которая зависит от количества проживающих. Раз в год проводится перерасчет, в результате которого либо компания возвращает переплаченное, либо потребители услуг доплачивают недостачу.

Лидеры среди операторов мобильной связи и интернет-услугO2, T-Mobile, Vodafone. В месяц телефон и домашний интернет обойдется примерно в 1000 Kč/€41.



Питание

Дешевле всего закупаться продуктами в супермаркетах и готовить дома. Самые популярные магазины – Penny, Albert, Lidl, Billa, Tesco, Kaufland, Globus и пр.

В пандемию особым спросом пользуется онлайн-шопинг на таких площадках, как Rohlík, Košík и др. Покупатели выбирают нужные продукты онлайн и ждут доставку на дом (обычно эта услуга стоит €2-6). Давайте сходим в Rohlík и наберем корзину самого необходимого на неделю:
Всего 991,63 Kč/€41. Этого хватит на 1-2 человека на неделю. Получается, что в месяц можно заложить около €200. На семью траты увеличатся до €280-320+. Все зависит от вашего образа жизни и предпочтений в питании.

В том же Rohlík можно заказать пиво Pilsner Urquell (500 мл) за 29 Kč/€2, сигареты Vogue La Lilas за 124 Kč/€6, вино Mikulov Sommelier Club Pálava за 180 Kč/€8.

Цены в ресторане приемлемые. Заказ в заведении среднего уровня на двоих стоит примерно 22€. В Макдоналдсе можно сытно поесть за €7-8 (сет картошка+бургер+кола).



Транспорт

В Чехии хорошо развита система общественного транспорта. В Праге удобно передвигаться на автобусе, метро, трамвае. Дешевле всего купить единый проездной за 1000 Kč/€42 в месяц, а на год – 7800 Kč/€320. Он не привязывается к конкретному человеку, то есть воспользоваться им может любой член семьи (но он действует только на 1 пассажира за раз).

Средняя стоимость короткой поездки на такси – 200 Kč/€9.

Между городами удобно передвигаться на поезде/автобусе или арендованном автомобиле. Путешествие до Пльзеня на поезде займет около часа и обойдется в 97-150 Kč/€4-6.

Для доступа к автодорогам необходимо приобрести электронную виньетку-пропуск за 440 Kč/€18 (на 30 дней). Аренда авто VW Polo на сутки – 954 Kč/€39 (можно найти варианты дешевле и дороже), бензин – €1,23-1,25 за литр.



Школы и детские сады

При переезде нет проблем устроить детей в образовательные учреждения. Детские сады принимают малышей с 3 до 6 лет, но могут взять и детей постарше (7-8 лет).

Государственные варианты – самый экономный вариант, около 500 Kč/€21 в месяц + мелкие сборы на канцелярию и кружки. Частные дороже – минимум 8000 Kč/€330 в месяц + дополнительные расходы на занятия по выбору.

В детских садах отличная программа обучения: изучение иностранных языков, рисование, пение и т. д. Процесс адаптации в новой стране в таком месте пройдут максимально мягко.

Школьное образование бесплатно в государственных учреждениях и от 110000 Kč/€4500 в год в частных. Если ваш ребенок уже ходил в школу на родине, то ему предложат обучение на класс меньше. Это необходимо для адаптации и освоения чешского языка. При этом первый год оценок по чешскому языку и литературе он не получает.



Расходы на досуг

Спорт

Абонемент в фитнес-клуб Next.Move cтоит 1490 Kč/€60 на месяц., но можно найти место попроще от €30/мес. Закрытый бассейн Šutka (дорожки 50 м) принимает посетителей круглый год. 1 сеанс для взрослого (60 мин) стоит 135 Kč/€6, а абонемент на месяц – 1200 Kč/€50.

В Праге развита инфраструктура для вело-тренировок и любителей побегать. Последнее бесплатно, а вот аренда велосипеда и снаряжения стоит 350 Kč/€15 за 2 часа (или тоже бесплатно, если у вас все свое).

Уход за собой

90 минут массажа в салоне красоты Beauty Shape – 1200 Kč/€50, бизнес-маникюр – 550 Kč/€23, базовый макияж – 220 Kč/€9.

Стрижка для девушек стоит около 760 Kč/€31, а для парней – от 420 Kč/€17. Здесь же можно убрать пивной живот, что не редкость в этом центре пивного рая. С этим помогает специальный массаж на 40 мин за 1250 Kč/€52 (потребуется несколько процедур).

Развлечения в Праге

  • Сеанс в кино – 150-400 Kč/€6-16
  • Экскурсия по городу (речная, автомобильная и пешеходная) – от 970 Kč/€40
  • Зоопарк – 250 Kč/€11
  • Спектакль – от 730 Kč/€30
  • Пивной тур – 970 Kč/€40
  • Боулинг – от 230 Kč/€10 за 3 часа
  • Квест рум – от 1690 Kč/€70
  • Тир – от 900 Kč /€37

Внимание: учитывайте, что во всех местах следует соблюдать дистанцию и носить маски. Иногда вас могут не пустить в некоторые заведения, если у вас нет сертификата о вакцинации или отрицательного теста на коронавирус. Так что проверяйте требования заранее.



Подводим итоги

Посчитаем, сколько будет стоить жизнь, например, Java-разработчика в Праге (одна из актуальных вакансий в нашем агентстве).

Зарплата-брутто составляет €3100 (~76000 Kč). С учетом налогов, программист с 1 ребенком получит €2460 чистыми. Затраты на двухкомнатную квартиру, коммунальные платежи, питание, интернет и проезд составят около €1050 в месяц*. Стоит также накинуть €200 на непредвиденные расходы. Если все вычесть, то получится около €1250 свободных денег, которые можно тратить на школу ребенка, одежду, поездки по стране, развлечения, обустройство квартиры и быт.**

Мы понимаем, что расчеты приблизительны, так как привычный уровень жизни у каждого свой. Но мы надеемся, что были вам полезны и помогли понять схему расчетов стоимости проживания в Праге.

Подписывайтесь на наши страницы в Linkedin и Фейсбук и будьте в курсе наших новостей о вакансиях с релокацией за границу.

*Залоги и первый месяц аренды квартиры оплачивает работодатель (в нашем случае)
**Медицинская страховка также оплачивается работодателем

Все вакансии в Чехии
Наш блог о Чехии
promo@alexstaff.agency

Alex Staff Agency
The cost of living in Prague
The Czech Republic is very popular among IT specialists. Often it is Prague that programmers go for a good salary and a comfortable life. Let's estimate the main costs and find out how much life in the European capital costs.
We have already covered the basic facts about the Czech climate, language, transport, etc. Today we will try to assess the cost of living in the Czech Republic on the example of its capital, Prague.

According to the Social Progress Index (analyzes social factors, environment, etc.), the Czech Republic ranks 22nd in the world in terms of convenience of living. According to the authoritative Travel Tables website, total spending per person is about €1400 per month (you can customize the costs yourself for your needs on the website).

The first thing everyone wants to know about life in Prague is the prices of food, rent, taxes, etc. We are analyzing all the basics, and consider whether a programmer's salary will be enough to live comfortably without saving money.
Average salary

According to the latest data from the Czech Statistical Office, the average gross wage in the Czech Republic is 37,499 Kč/€1534 per month.

The highest salaries in the Czech Republic (excluding managerial positions) are paid to doctors (€1200-3000 and higher), lawyers (up to €2000) and accountants (€1700-2000 on average). Welders earn up to €1100, drivers up to €1000 and waiters up to €700.

Programmers, on average, earn €1700-3000 per month. The most in demand are C, C#, C++, Java, JavaScript developers, AI and Cloud Engineers, App Developers and other specialists.



Cost of living in Prague: the most important things about taxes

Corporate income tax is 19%, payable once a year. But income tax for individuals is 15-23%. It is mandatory if you are officially employed, working for hire, making a profit or renting accommodation. 15% is for those who earn up to €5360 per month, and 23% is charged on the amount exceeding this threshold.

You can calculate the net salary in a special online calculator. A Java developer without children will get about €2400 minus taxes.



Rent, utilities and internet

Let’s consider the cost of renting an apartment in Prague. A one-room apartment in a brick building in the center with furniture can be rented for €450, a two-room apartment – for €530, and a three-room apartment – for €739.
The farther from the center, the cheaper: a one-bedroom for €285, a two-bedroom for €366 and a three-bedroom for €615.
However, it is possible to find other prices. We took the popular website srealty.cz and found out some real offers. But if you dig around, it is quite possible to find cheaper options. Other popular sites: ulovdomov.cz, Bezrealitky.cz, expats.cz.

By the way, look at the areas when choosing housing. The entire city is divided into zones: from the 11th begins "bedroom communities". The best areas of Prague for life on the development of infrastructure and availability of entertainment – 1-10.

The cost of utilities (gas, electricity, water, etc) can be up to 30% of the rent. So, an apartment of 85 m2 will be about €180 per month. It is customary in the Czech Republic to pay suppliers a fixed fee, which depends on the number of residents. Once a year there is a recalculation, as a result of which either the company returns what has been overpaid, or consumers pay the shortfall.

The leading mobile and Internet service providers are O2, T-Mobile and Vodafone. A telephone and home Internet service costs about 1,000 CZK/€41 per month.



Nutrition

The cheapest place to buy groceries is in supermarkets and cook at home. The most popular stores are Penny, Albert, Lidl, Billa, Tesco, Kaufland, Globus, etc.

During the pandemic, online shopping at sites such as Rohlík, Košík and others is in particular demand. Shoppers choose the products they want online and wait for delivery to their homes (this service usually costs €2-6). Let's go to Rohlík and get a food basket of the essentials for the week:
Only 991.63 Kč/€41. This is enough for 1-2 people for a week. It turns out that you can budget about €200 per month. For a family, spending will increase to €280-320+. It all depends on your lifestyle and eating habits.

At the Rohlík restaurant you can order Pilsner Urquell beer (500ml) for 29 Kč/€2, Vogue La Lilas cigarettes for 124 Kč/€6, Mikulov Sommelier Club Pálava wine for 180 Kč/€8.

Prices in the restaurant are reasonable. An order for two in a mid-range place costs about 22 €. At McDonald's you can get a hearty meal for €7-8 (French fries+burger+coke set).



Transportation

The Czech Republic has a well-developed system of public transport. In Prague it is convenient to travel by bus, metro and streetcar. It is cheapest to buy a single pass for 1000 Kč/€42 per month, and for a year – 7800 CZK/€320. It is not tied to a specific person, so any family member can use it (but it is only valid for 1 passenger at a time).

The average cost of a short cab ride is 200 Kč/€9.

It is convenient to travel between the cities by train/bus or rented car. A trip to Plzen by train takes about an hour and costs 97-150 Kč/€4-6.

To access the freeways, you need to buy an electronic vignette pass for 440 CZK/€18 (for 30 days). Rent a VW Polo for 24 hours for 954 Kč/€39 (you can find cheaper and more expensive options), gasoline €1,23-1,25 per liter.



Schools and kindergartens

When you move, there is no problem getting your children into educational institutions. Kindergartens take kids from 3 to 6 years, but can also take older children (7-8 years).

Public options – the most economical option, about 500 Kč/€21 per month + small fees for stationery and mugs. Private ones are more expensive – at least 8000 Kč/€330 per month + additional expenses for optional activities.

There is an excellent educational program in kindergartens: learning foreign languages, drawing, singing etc. The adaptation process in the new country in such a place will go as smoothly as possible.

School education is free of charge in public institutions and from 110000 CZK/€4500 per year in private institutions. If your child has already attended school in his home country he is offered a lower grade. This is necessary for adaptation and mastering the Czech language. In the first year he will not receive grades in Czech language and literature.



Leisure spending

Sports

A membership to the Next.Move fitness club costs 1490 Kč/€60 per month, but you can find an easier place from €30/month. The indoor Šutka (pool (50 m lanes) is open all year round. 1 session for an adult (60 min) costs 135 Kč/€6, and a monthly pass costs 1200 Kč/€50.

Prague has developed infrastructure for cycling and joggers. The latter is free, but renting a bike and equipment costs 350 CZK/€15 for 2 hours (or also free if you have your own).

Personal care

90 minutes massage in Beauty Shape salon – 1200 Kč/€50, business manicure - 550 Kč/€23, basic make-up – 220 Kč/€9.

A haircut for girls costs about 760 Kč/€31, and for guys from 420 Kč/€17. You can also get a beer belly, which is not uncommon in this beer paradise center. A special massage for 40 minutes for 1250 CZK/€52 (you will need several procedures) helps with that.

Entertainment in Prague

  • A movie show – 150-400 CZK/€6-16
  • City tour (river, road and walking tour) – from 970 CZK/€40
  • Zoo – 250 CZK/€11
  • Play – from 730 CZK/€30
  • Beer tour – 970 CZK/€40
  • Bowling – from 230 CZK/€10 for 3 hours
  • Quest room – from 1690 CZK/€70
  • Shooting gallery – from 900 CZK/€37

Attention: Please keep in mind that you have to keep your distance and wear masks in all places. Sometimes you might not be allowed in some places, if you do not have a certificate of vaccination or a negative test for coronavirus. So check the requirements in advance.



To sum up

Let's calculate how much it would cost to live, for example, as a Java developer in Prague (one of the current vacancies in our agency).

Gross salary is €3100 (~76000 Kč). Including taxes, a programmer with 1 child will get €2460 net. The cost of a two-room apartment, utilities, food, internet and travel will be around €1000 per month*. It is also worth adding €200 for contingencies. Subtract this and you have about €1260 of spare cash to spend on your child's school, clothes, trips around the country, entertainment, furnishing the apartment, and everyday life.**

We understand that the calculations are approximate, since everyone's standard of living is different. But we hope that we were useful to you and helped you to understand the cost of living in Prague.

Subscribe to our Linkedin and Facebook pages and keep up to date with our news and jobs with relocation abroad.

*The deposit and the first month's rent is paid by the employer (in our case)
**Medical insurance is also paid by the employer
promo@alexstaff.agency
+357 (260) 100 76